Header Ads

Пленный Герой советского союза:трагедия сталинского сокола

В 1942 году в немецкий плен попал советский летчик, «Герой Советского Союза» Яков Антонов. В его судьбе до сих пор много загадок.

Родился будущий летчик-истребитель 24 января 1908 года в деревне Малахове (ныне Солецкого района), в Новгородской области. Участвовал в «Зимней войне» с Финляндией. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с белофиннами и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Антонову Якову Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 491).

В годы Великой Отечественной войны отважный лётчик командовал авиационной эскадрильей, с августа 1942 года – 84-м истребительным авиационным полком.

Майор Антонов




25 августа 1942 года майор Антонов Я.И. был сбит в воздушном бою под Моздоком, но выжил и оказался в немецком плену.

Не так давно в архивах был обнаружен интересный и по своему трагичный снимок. На нем изображены советский летчик со звездой «героя» на груди в окружении пилотов «люфтваффе». Снимок во многом не обычный. Обычно, на такого рода фотографиях мы привыкли видеть ухмыляющиеся рожи немецких солдат и офицеров захвативших пленных. Но тут  на лицах асов Геринга  читается уважение и сочувствие к захваченному пленному.

Гюнтер Ралль

В книге немецкого пилота Гюнтера Ралля есть эпизод который очень похож на то что изображено на снимке: "21 сентября 1942 года во время второго вылета мне повезло — около половины пятого я сбил Миг-3 совсем недалеко от нашего аэродрома. Его пилот сумел выброситься с парашютом и спастись. Унтерофицеры моего штаффеля сразу же поехали на машине к месту его приземления, чтобы захватить его.

Русский приземлился на одном из огромных подсолнуховых полей, которых в этих местах было множество. Он был быстро окружён, но его сумели взять только когда он расстрелял по нашим все патроны из своего пистолета, к счастью, не причинив никому вреда.

После того, как ему обработали резанную рану на лбу, которую он получил, выпрыгивая из самолёта, его доставили ко мне. Я как раз находился у радиомашины, слушая переговоры пилотов.

Русский чертовски юн, так же, как и большинство из нас-ему едва за двадцать. Свои прямые светлые волосы с высокого лба он откинул назад, чтобы освободить место для двух огромных компрессов, покрывающих его порезы. В умных карих глазах в равной степени отражается и гордость и разочарование. На его губах играет лёгкая улыбка. Его грудь украшают три ордена, из которых мне известен только один.  Он называется "Герой Советского Союза".

Майор Антонов. Довоенный снимок

Так вот как они выглядят на самом деле - представители монгольских степных орд, как представляет их пропаганда, те самые недочеловеки, к которым недопустимо гуманное отношение! Перед нами Воин, который сразу же вызывает уважение у любого, кто сам является Воином. Я тогда саркастически подумал, что порой с врагом тебя может роднить большее, чем с некоторыми людьми из твоего окружения.

Капитан Антонов боится. Предложенную сигарету он сразу же отложил нетронутой в сторону, но когда я сам закурил одну, он немного расслабился. Наш чай, холодный и свежий, но налитый из чистой бензиновой канистры, вызывал у него недоверие, пока я на его глазах не выпил чашку.

Мы нашли одного фельдфебеля-переводчика и сидели вместе, разговаривая о нашем воздушном бое, об идущей войне. Мой противник прекрасно держится и полон достоинства. Он не делает ни малейшей попытки заискивать или втираться в доверие. По его словам можно понять, что политофицеры в ВВС рассказывают о нас то же, что и в Красной Армии. Пропаганда порождает ненависть, ненависть рождает жестокость, жестокость порождает новую пропаганду. Чёртов замкнутый круг.

Советский лётчик остаётся у нас ещё несколько дней, так как нет возможности его отправить. У нас нет ни желания ни возможности держать его под замком. Под ответственность нашего штаффеля, он получает довольствие, как любой другой лётчик и может свободно перемещаться по аэродрому у деревни Солдатская без постоянного надзора.

При таких условиях он и не пробует бежать, оценивая такое отношение с нашей стороны, вопреки всем предписаниям. Своим побегом он причинит нам неприятности и понимает это. Позже, мы посылаем его с Ju-52, везущим раненных в лазарет. И тогда он использует удобный случай. Как - мы не знаем точно. Но капитан Антонов точно не прибыл в место назначения. Скорее всего, он воспользовался немецкой шинелью из тех, что перевозили на том Ju-52, чтоб затеряться и бежать".

В этих мемуарах совпадает лишь фамилия советского пилота. Не совпадают ни дата, ни звание ни марка самолета на котором летал Антонов. Антонов, напомним, летал на знаменитой "Чайке", устаревшем биплане И-153. Дата когда был сбит герой — 25 августа. Антонов на тот момент ни как не был молодым пареньком едва за двадцать, ему было 34 - года и он был майором а не капитаном. Возможно Ралль описал другой случай, а фамилию спутал или забыл детали за давностью лет?

Есть мемуары об этом дне и наших летчиков. В своей книге «Долетим до Одера» генерал-майор авиации Г. А. Пшеняник, описывая бой 25 августа 1941г., отмечает, что немецкие пилоты в этом бою круто получили от наших:

«В тот день, 25.08.1942г., предстояло нанести штурмовой удар по вражескому аэродрому Дортуй. В нём участвовала группа самолетов 84 "А" иап и 88 иап: 9 самолётов нашего полка и 8 соседних И-153, боевой порядок которых возглавил командир 84-го авиаполка майор Я. И. Антонов.

Стояла ясная погода, и на фоне белоснежных вершин Кавказа наши самолёты превратились в весьма заметные для врага чёрные мишени. Так что "мессеры" уже поджидали их в воздухе.

Судя по всему, это были новые модернизированные Ме-109Ф, которые легко маневрировали и даже шли в лобовые атаки. 20 вражеских самолётов вели бой против 17 наших. И всё-таки, через 8-10 минут напряжённой схватки, первыми не выдержали немецкие пилоты – один за другим стали падать на землю горящие "мессеры". Вот уже 6-й загорелся...

Отличились и наши друзья из 84-го полка: они сбили 4 машины и подожгли на земле ещё 12. Враг потерял тогда 22 самолёта, из них 10 были сбиты в воздухе. Но помимо радости победы, этот бой принёс нам и боль невосполнимой утраты: немцам удалось сбить 2 истребителя И-153, и на одном из них — Якова Ивановича Антонова, замечательного лётчика и очень толкового командира.

Это был тяжёлый день для личного состава обоих полков...

Летчик выбросился на парашюте. Летчики Павлов, Лавочкин, Гарьков тщательно оберегали командира и, снижаясь, кружились вокруг него до самой земли. Они видели, как он приземлился, но больше ничем помочь ему не смогли».

Получается, что счет боя: 10 к 2-ум! Устаревшие Чайки против модернизированных Мессершмитов!  Тут на лицо явное преувеличение заслуг советских пилотов.


Отдельная загадка: неуставное ношение советских орденов. Все: и медаль "Золотая звезда", и "Орден Ленина" и "Боевого красного знамени" в один ряд. Это якобы говорит о постановочности снимка. Мол немцы прицепили изъятые ордена, не зная их статут, как попало.

Оказывается, на самом деле пилоты "Чаек" и "Ишаков" носили медаль ближе к грудине, для того что бы ее было видно тогда, когда они в летных куртках. Эти самолеты имели открытую кабину и пилоты постоянно носили теплые куртки.

Официально считается, что Антонова сбил немецкий ас Гордон Мак-Голлоб. В годы Второй мировой войны он совершил около 340 боевых вылетов, одержав 150 побед в воздухе, из них 144 на Восточном фронте. Начинал боевую карьеру как пилот двухмоторного истребителя Bf.110, на котором одержал 5 побед.
Гордон Мак-Голлоб


Столь не свойственное немцам имя Гордон, мальчик, родившийся в Вене, получил в честь американского друга своих родителей. Голлоб начал войну как пилот тяжелого истребителя-разрушителя (Zerstdrer) и летал на самолете Bf-110 в составе ZG76 (76-й эскадры разрушителей), с которой одержал одну победу в Польше, пять во Франции и в Битве за Британию.

Затем Голлоб пересел на истребитель Bf-109 и воевал в составе JG3 на Восточном фронте. 18 октября 1941 года он одержал девять побед за один день, что было рекордом в то время. Свою 100-ю победу Голлоб одержал 20 мая 1942 года, а 29 августа его счет достиг 150 побед. Он был первым летчиком, имевшим такие результаты в то время.

Хотя позднее он летал в составе JG77, Голлоб не смог увеличить свой счет. Получив повышение и став командиром группы истребителей на Западе, он в январе 1945 года сменил Адольфа Галланда на посту General der Jagdflieger (то есть командующего истребительной авиацией Люфтваффе). Согласно характеристике, которую ему дал Штайнхофф, командующий новым Люфтваффе после войны, он был «амбициозным человеком, без чувства юмора».

По одним данным,  после того, как Антонов оказался в немецком плену, он был переправлен в лагерь военнопленных под Моздоком, откуда бежал. По другим - бежал до отправки в лагерь. О его дальнейшей судьбе достоверных сведений нет. Официально советский ас числиться погибшим 25 августа 1942 г.

Немає коментарів